Буксиры: начало

Рождение идеи

21 декабря 1736 года английскому изобретателю Джонатану Халлсу (Jonathan Hulls) от имени Ее Величества был выдан патент на изобретение парового движителя для буксировки судов и кораблей в порты или из портов, а также по реке, против ветра и течения или в штиль.

Предложенный Халлсом движитель представлял собой небольшое судно, в носовой части которого установлена паровая машина, а в кормовой части - шесть весел, равномерно закрепленных вокруг одной оси и стянутые между собой веревкой. Это гребное колесо соединялось ременной передачей с паровой машиной.

Халлс также показал, как поступательное движение штока поршня паровой машины преобразовать в круговое вращение.

Эскиз Халлса, иллюстрирующий его идею парового буксира

Интересно то, что Халлс подошел к теме рационально: он не замахивался на романтические темы типа кругосветного путешествия, а пытался современными технологиями решить вполне прикладную задачу, которая в то время ограничивала возможности портов в приемке и отправке судов.

Доподлинно не известно, было ли построено это судно. Одни источники ставят под сомнение факт практической реализации изобретения Халлса, другие говорят, что в 1737-м году на реке Эйвон в городе Ившем состоялись испытания этого судна, однако они закончились провалом, что послужило предметом шуток и насмешек.

Джонатан Халлс скончался в 1758-м году, не дожив до первого успешного испытания парохода 25 лет. Тем не менее благодаря своему изобретению он вошел в историю судостроения как пионер парового флота.

И изобрел буксир.

Первый действующий

А появлением первого действующего буксира человечество обязано лорду Томасу Дундасу, владельцу компании Forth and Clyde Canal. Заинтересовавшись попытками Вильяма Саймингтона (William Symington) и Джона Шэнка (John Schank) создать паровые суда, он заказал изготовление судна по проекту капитана Шэнка с паровой машиной мистера Саймингтона.

Первая попытка построить стимбот для лорда Дундаса была предпринята Александром Хартом на верфи в городе Гранджемут (Шотландия) по дизайну Саймингтона: на пароходе использовались паровой двигатель с вертикальным цилиндром и расположенные по бортам гребные колеса. Испытания судна прошли в июне 1801-го года. Они были успешными, однако судно признали непригодным к эксплуатации: подымаемые им волны грозили разрушить берега канала, а мощности не хватало для полноценной эксплуатации в качеств буксира.

В ответ на это Вильям Самймингтон спроектировал горизонтальнуюю паровую машину, более мощную. А лорд Дундас решил профинансировать вторую попытку построить паровой буксир для своего канала.

Саймингтон спроектировал новый корпус судна. По его проекту гребное колесо располагалось по горизотальной оси в кормовой части. Слева и справа оно закрывалось корпусом, что по задумке Саймингтона должно было препятствовать созданию больших волн и уберегать берега канала. Паровая машина размещалась в центральной части и соединялась с осью гребного колеса кривошипно-шатунной передачей.

Новый пароход получил название Шарлотта Дундас в честь дочери человека, поверившего в успех современных технологий и финансировавшего проект.

Charlotte Dundas cut-away drawing by Robert Bowie
Charlotte Dundas
Свой первый рейс по каналу Шарлотта Дундас совершила 4 января 1803-го года. При этом на борту парохода присутствовали лорд Дундас и его близкие.

А в марте 1803-го Шарлотта Дундас отбуксировала на по каналу Форт энд Клайд в Глазго две 70-тонных баржи, затратив на 30 км. пути девять часов с четвретью в условиях встречного бриза, который вынудил остальные суда прекратить движение по каналу.

В итоге от эксплуатации Шарлотты Дундас на канале все-таки отказались, опасаясь эрозии берегов под воздействием волн, которые она подымала. Но Шарлотта Дундас наглядно показала перспективность использования паровой тяги для буксировки судов и барж и стала флагманом буксирного флота, а Шотландия - родиной буксиров.

Комментарии